Иллюминация изменила облик городов. Москва и Московская область не спят, ночью люди тоже активны, ведь их путь хорошо освещён. Но так было не всегда. Давайте погрузимся в историю городских светильников вместе с СОЕР.
Масляные лампы: первые шаги
Первыми городские улицы стали освещать жители античных Рима и Афин – они зажигали масляные лампы вдоль дорог, но только в богатых районах, так как обслуживание оказалось довольно дорогим. При этом свет был тусклый. По сути, они служили больше ориентиром – сразу понятно, куда ехать или идти.
В 1667 году в Париже по указу короля Людовика XIV установили первые высокие фонари, городское освещение стало частью городской инфраструктуры.
В 1667 году в Париже по указу короля Людовика XIV установили первые высокие фонари, городское освещение стало частью городской инфраструктуры.
Керосиновые фонари
В 1853 году польский аптекарь Игнатий Лукасевич изобрёл керосиновый фонарь.
Керосин заливают в резервуар для топлива, откуда он поднимается по фитилю в плафон за счет капиллярного эффекта. Верхнюю часть фитиля поджигают, и керосин начинает гореть, выделяя свет и тепло. А меняя длину фитиля, можно регулировать интенсивность пламени и яркость света.
Керосин был дешёвым, а светильник удобным и простым в обслуживании, поэтому изобретение быстро завоевало популярность в Европе и в России.
Керосин заливают в резервуар для топлива, откуда он поднимается по фитилю в плафон за счет капиллярного эффекта. Верхнюю часть фитиля поджигают, и керосин начинает гореть, выделяя свет и тепло. А меняя длину фитиля, можно регулировать интенсивность пламени и яркость света.
Керосин был дешёвым, а светильник удобным и простым в обслуживании, поэтому изобретение быстро завоевало популярность в Европе и в России.

Газовые светильники
В XIX веке изобрели газовые светильники, это был заметный технологический рывок. Первой улицей, освещенной яркими газовыми лампами, стала лондонская Pall Mall в 1807 году.
Однако всё же были недостатки у таких городских светильников: уличное освещение требовало сложной инфраструктуры для подачи газа, а сами фонари нужно было ежедневно обслуживать.
Кроме того, газовые лампы пожароопасные и выделяют вредные вещества – не самый лучший вариант для населённого пункта.
Однако всё же были недостатки у таких городских светильников: уличное освещение требовало сложной инфраструктуры для подачи газа, а сами фонари нужно было ежедневно обслуживать.
Кроме того, газовые лампы пожароопасные и выделяют вредные вещества – не самый лучший вариант для населённого пункта.
Электрические лампы
В 1880-х годах появились первые электрические уличные фонари, городское освещение стало безопаснее. Тем более светили они ярко и были просты в обслуживании. Уже к началу XX века электрические лампы начали вытеснять газовые светильники.
Сначала использовали дуговые лампы, которые давали очень яркий свет, но были недолговечными. Позже их заменили на практичные лампы накаливания, а затем — на ртутные и натриевые газоразрядные лампы. Они настолько эффективны и надёжны, что встречаются на городских улицах до сих пор.
Сначала использовали дуговые лампы, которые давали очень яркий свет, но были недолговечными. Позже их заменили на практичные лампы накаливания, а затем — на ртутные и натриевые газоразрядные лампы. Они настолько эффективны и надёжны, что встречаются на городских улицах до сих пор.
Светодиоды
В XXI веке электрические лампы в системах городского освещения начали менять на светодиоды. Они потребляют на 50-70% меньше энергии, служат 50 000 часов и даже дольше, экологичны, так как могут быть переработаны, и дают яркий, равномерный свет с минимальным мерцанием.
LED-технологии стали стандартом в российских городах. В 2025 году в Подмосковье 35 000 светильников заменят на светодиодные.
LED-технологии стали стандартом в российских городах. В 2025 году в Подмосковье 35 000 светильников заменят на светодиодные.
Умное освещение
В 2016 году IoT-тахнологии вышли за пределы домов и коммерческих помещений – в испанском городе Хихон впервые развернули умное освещение.
Светотехническая компания СОЕР тоже производит светильники с технологиями Интернета вещей. Они автоматически регулируют яркость в зависимости от времени суток или погодных условий, включаются и выключаются, получая сигналы от датчиков движения, и передают данные о своём состоянии.
Умные фонари подключены к централизованной системе, поэтому ими удобно управлять дистанционно – настраивать время включения и выключения, задавать яркость или другие параметры.
Светотехническая компания СОЕР тоже производит светильники с технологиями Интернета вещей. Они автоматически регулируют яркость в зависимости от времени суток или погодных условий, включаются и выключаются, получая сигналы от датчиков движения, и передают данные о своём состоянии.
Умные фонари подключены к централизованной системе, поэтому ими удобно управлять дистанционно – настраивать время включения и выключения, задавать яркость или другие параметры.

Солнечная энергия и альтернативные источники
В южных регионах популярны уличные светильники, работающие от солнечных батарей. Их главное преимущество в том, что они могут работать автономно, не обязательно подключать их к централизованной электросети.
В Нидерландах, Дании и других странах, где дуют сильные ветра, часто можно встретить фонари с встроенными ветрогенераторами, благодаря им снижение электропотребления достигает 40-60%. Они тоже способны работать автономно, поэтому востребованы в отдалённых или труднодоступных районах.
Существуют фонари, которые работают от кинетической энергии. Например, в Лондоне на Бёрд-стрит установлены плитки Pavegen, которые генерируют энергию от шагов пешеходов и питают фонари. Встроенные в дорожное покрытие плитки или панели улавливают вибрации и давление от шагов или транспорта. Кинетическую энергию они преобразуют в электричество с помощью пьезоэлектрических элементов или генераторов. Энергия сохраняется в батареях и используется для питания фонарей в тёмное время суток.
Технологии развиваются. Возможно, скоро фонари изменятся до неузнаваемости.
В Нидерландах, Дании и других странах, где дуют сильные ветра, часто можно встретить фонари с встроенными ветрогенераторами, благодаря им снижение электропотребления достигает 40-60%. Они тоже способны работать автономно, поэтому востребованы в отдалённых или труднодоступных районах.
Существуют фонари, которые работают от кинетической энергии. Например, в Лондоне на Бёрд-стрит установлены плитки Pavegen, которые генерируют энергию от шагов пешеходов и питают фонари. Встроенные в дорожное покрытие плитки или панели улавливают вибрации и давление от шагов или транспорта. Кинетическую энергию они преобразуют в электричество с помощью пьезоэлектрических элементов или генераторов. Энергия сохраняется в батареях и используется для питания фонарей в тёмное время суток.
Технологии развиваются. Возможно, скоро фонари изменятся до неузнаваемости.
Вы можете посмотреть готовые решения или заказать светильники по индивидуальному проекту