Блог об уличном освещении

Уличные светильники дорожного освещения и экология: как минимизировать световое загрязнение

Когда мы едем на автомобиле, для нас главное – хорошее освещение, которое даёт нам ощущение безопасности. Но мы не задумываемся, как яркие дорожные светильники влияют на окружающую природу и других людей.

Почему много света – вредно

Световое загрязнение — это чрезмерная или неправильно направленная искусственная освещенность ночного неба. Из-за него у диких животных сбиваются естественные циклы сна, охоты и миграции. Яркий свет мешает птицам, часто становится причиной гибели насекомых. Таким образом, он влияет на всю экосистему.

У человека избыточный свет ночью подавляет выработку мелатонина. Этот гормон регулирует циклы сна и бодрствования. Именно поэтому в Москве и других городах люди часто страдают от бессонницы и других нарушений.

Нам кажется, что чем больше уличных светильников, ярче дорожное освещение, тем безопаснее ехать по трассе. На самом деле ошибки в проектировании осветительной системы могут создавать слепые зоны и резкие тени, ухудшая видимость для водителей и пешеходов.

Как уменьшают световое загрязнение при производстве дорожных светильников в Москве

Экологичный подход к освещению территорий основан на принципе точных расчётов. При разработке проектов Светотехническая компания СОЕР придерживается 5 правил.

1. Делать полное экранирование.

Фонари конструируют и устанавливают так, чтобы лучи света оставались в заданной горизонтальной плоскости. Световой поток направляют строго вниз, на освещаемую поверхность – дорогу, тротуар, площадку. Так удаётся уменьшить засветку, снизить риск временного ослепления, повысить эффективность освещения.

2. Подобрать цветовую температуру.

На трассах с интенсивным движением устанавливают фонари с холодными светодиодами. На второстепенных дорогах, где скорость автомобилей намного ниже, можно выбрать тёплый белый свет.

3. Использовать адаптивное управление.

Умные уличные и дорожные светильники — главный тренд в энергосбережении и экологии. Диммирование снижает интенсивность света в часы малой активности. Например, после полуночи на дорогах с низким трафиком. Датчики движения снижают и увеличивают яркость света в зависимости от загруженности дороги. Команда СОЕР рекомендует их устанавливать в фонари для пешеходных дорожек, парковок отелей, подъездных путей. С помощью таймера устанавливают время автоматического включения и выключения фонарей в зависимости от времени года и реальных сумерек.

4. Соблюдать нормы освещенности.

Избыточная яркость не гарантирует абсолютную безопасность. Зато приводит к перерасходу энергии и световому шуму. Оптимальные показания для Московской области указаны в СП 52.13330.2016.

5. Тщательно подбирать высоту опор.

Высокие опоры требуют мощных, тщательно экранированных светильников. Иногда целесообразно поставить несколько светильников ниже и с меньшей интенсивностью. Всё зависит от загруженности автомобильной дороги и ландшафтных особенностей.

Рекомендации по освещению для разных типов объектов

Застройщикам и городским администрациям стоит включать в ТЗ требования по световому загрязнению. Просите подрядчиков делать полное экранирование и выбирать светодиоды с тёплой цветовой температурой. Старайтесь ограничивать световое загрязнение в рамках программ благоустройства.

Собственники загородных отелей и ресторанов могут использовать свет как конкурентное преимущество, чтобы гости могли почувствовать близость к природе. На тропинках, подъездах и в зонах отдыха лучше ставить вместо высоких фонарей низкие столбики и болларды с направленным в землю тёплым светом.

Промышленным компаниям или логистическим центрам есть смысл оптимизировать освещение периметра и парковок. Убедитесь, что дорожные, уличные светодиодные светильники не светят в небо или на пустые, соседние участки.

Создавайте сценарии освещения, при которых свет включается только там, где нужен, и только в то время, когда он необходим. Это будет ваш вклад повышение инвестиционной привлекательности объектов и создание по-настоящему комфортной, здоровой среды.